ПОЭТ, ИДУЩИЙ ВПЕРЕДИ ВРЕМЕНИ

Из детских рано вырвался одежд

И сердце бросил в море жизни шумной,

И свет не пощадил – бог не спас!

М.Ю.Лермонтов.

 

Удивительная страна Россия! Рождая гениев, тут же выносит им приговор и вспоминает убиенных по их датам рождения или смерти, а то и вовсе забывает. Как в прошлое, так и в настоящее время, в худшем положении, чем Пушкин, оказался Лермонтов, хотя по значимости для русской словесности их ставили рядом. Если пушкинские даты сопровождались и сопровождаются возложением венков, литературными чтениями, театральными представлениями, то лермонтовские в Москве обойдены таким вниманием. А он любил её:

Москва, Москва!…Люблю тебя, как сын,

Как русский - сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.

Сейчас говорят, что все зависит от финансов. Разве деньги мерило памяти? Мерило ее – литературное наследие, которое бесценным даром должно передаваться из поколения в поколение, иначе пальмы в пустыне беспамятства завянут, а родник между ними иссякнет, и оскудеет душа русская.

Хочу своей работой побудить читателя перечитать Лермонтова, насладиться музыкой слова, осмыслить истоки творчества, пройтись по его “кремнистому” жизненному пути и почувствовать, насколько поэт современен и сейчас.

Творец не обделил Михаила Юрьевича талантом, эпоха сделала его одиноким скитальцем под белым парусом надежды, а судьба отмерила жизненный путь длинной в двадцать семь лет, из них творческого – тринадцать. Надо уложиться вовремя, все успеть и писать, писать, писать…

 

Глава 1

Алексей Емельянович Столыпин, отец Елизаветы, будущей бабушки Мишеля Лермонтова, оказал услугу Алексею Орлову, участнику дворцового переворота при возведении на царствование Екатерины II, и пользовался фавором высокого покровителя. Жил на широкую ногу, имея почти девятьсот душ крепостных, огромные земли, псовую охоту, один из лучших домашних театров и был отцом пяти дочерей и шести сыновей. Сыновьям дал образование и пристроил на государственную службу. С девицами оказалось труднее, особенно с Лизой, имевшей высокий рост, крупную кости и заурядную внешность, не привлекавшей сватов, и потому ее в двадцать лет домашние в шутку называли “старой” девой.

На одном из театральных представлений Лизу свели с небогатым орловским помещиком Михаилом Васильевичем Арсеньевым, гвардейским прапорщиком, любителем театра, охоты и других развлечений. С помолвкой не тянули. Свадьбу сыграли скромно, в семейном кругу. Кроме тридцати тысяч рублей, золота, серебра, доставшихся от умершей тетушки, Елизавета получила от отца купленное у Нарышкиных имение Никольское, что в Пензенской губернии, переименованное потом в Тарханы, четыре тысячи десятин земли и пятьсот крепостных. Живи и радуйся! Однако рок преследовал Елизавету Алексеевну. Первые дети оказались нежизнеспособными. Муж от неразделенной любви соседки-помещицы Мансыровой отравился, оставив жену вдовой в тридцать семь лет с дочерью навыданье.

Романтичной, с черными выразительными глазами, отец успел привить ей любовь к музыке, вокалу, книгам. Увлекалась она фантастическими повестями мадам Жанлис, любила романы и драмы Коцебу и была далека от денежных проблем. Зато деятельная маменька отсудила у родственников покойного мужа долю дочери в тридцать тысяч рублей и двадцать семь крепостных. Таким образом, приданное было собрано. Дело за женихом…

Как-то вдовствующая Елизавета Алексеевна решила навестить родственников мужа в селе Васильевском Елецкого уезда Орловской губернии. Там гостили соседи, незнатные Лермонтовы, в их числе Юренька, офицер в отставке, но служивший по гражданской части в Петербурге. Маша сразу заметила белокурого, светлоглазого, пылкого молодого человека. Сердце забилось тревожно, но еще тревожнее у родительницы. В офицеришке она почувствовала опасность. Не такого зятя хотела иметь Елизавета Алексеевна Столыпина. Её убеждения дочери, что это вертопрах, картежник, пьяница, и гол как сокол, не возымели действия. Сердцу не прикажешь. Венчались молодые в Тарханах под звуки оркестра, выписанного из Пензы.

Юрием Петровичем овладела страсть к деятельности, жена поддерживала. Теща была вынуждена отдать бразды правления движимым и недвижимым в руки новоявленного хозяина. Однако доход от имения заметно упал. И без того угрюмая, Елизавета Алексеевна косо смотрела на зятя. Конфликт назревал, но началась война с Бонапартом. Юрий Петрович с одобрения жены записался добровольцем в ополчение; теща на нужды армии выделила триста рублей ассигнациями.

В декабре 1813 года Маша и маменька забрали больного воина из витебского госпиталя, где он находился на излечении, и поехали в Петербург. Мария Михайловна пением покорила салоны, а муж обаянием дамские сердца, по поводу чего возникали сцены ревности. Теща не на шутку всполошилась, да и карточный долг зятя рос с каждым днем, и семейство отправилось в Москву. Поселились рядом с Красными воротами в двухэтажном доме. Юрий Петрович играл в карты, домой возвращался поздно. Жена была на сносях.

 

Глава 2

В ночь со второго на третье октября 1814 года родился мальчик. В церковной книге записано: "В доме господина покойного генерал-майора и кавалера Федора Николаевича Толя у живущего капитана Юрия Петровича Лермонтова родился сын Михаил". Повивальная бабка предсказала ему двух жен и великое будущее. Прежде чем дать имя новорожденному, между отцом и тещей разгорелся спор. Он настаивал на имени Пьер, а она на имени покойного мужа. Уплата карточного долга решила исход - Михаил, так Михаил.

Мария Михайловна еще не оправилась от родовой горячки, а супруга будто бы бес попутал: карты, женщины, вино. Ослабленной матери доктора предрекали чахотку. Лучшего места для младенца и лечения дочери, чем Тарханы, Елизавета Алексеевна не видела, да и зятька пензенская глушь может остепенить

Весной 1815 года, как только высохли дороги, двинулись в путь. Так у ребенка начался тринадцатилетний тарханский период жизни. Складывался он неблестяще. Отец скучал, играл в карты, в хозяйство не вникал. Раздоры в семье продолжались. Разрываясь между ребенком, мужем и маменькой, Мария Михайловна таяла как свечка. Хворал и мальчик: золотуха, чирьи на коже, расчесы, вялые ножки.

В дни примирения родители пели дуэтом, писали в альбомы друг другу собственные стихи. Некоторые из них Мария Михайловна перекладывала на музыку и, посадив сына на колени, напевала. "Когда я был в возрасте трех лет, то была песня, от которой я плакал: я не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она произвела прежнее действие. Ее напевала мне покойная мать", – запишет Лермонтов в 1830 году. Такая безоблачность сохранялась в усадьбе недолго. Очередная крупная ссора вызвала у Марии Михайловны смертельное легочное кровотечение. Было ей от роду 21 год, 11 месяцев и 7 дней.

На второй день после похорон между зятем и тещей разгорелась распря из-за ребенка. Каждый тянул в свою сторону. Елизавета Алексеевна боялась, что Юрий Петрович похитит сына и лишит её самого дорогого, что осталось в жизни. Выставляла на дорогах дозоры, чтобы вовремя заметить похитителя и спрятать внука подальше; убрала в доме все, что могло напоминать об отце. В довершении, друг семьи Столыпиных пензенский губернатор М.М. Сперанский помог Елизавете Алексеевне составить завещание. “Если отец внука моего истребовает, чем, я не скрывая чувств своих, нанесет мне величайшее оскорбление, то, я, Арсеньева, все ныне завещанное мною движимое и недвижимое имение представляю по смерти моей уже не внуку моему, Михайле Юрьевичу Лермонтову, но в род Столыпиных, и тем самым отделяю означенного внука моего от всякого участия в остающемся после смерти моей имении”. Угроза подействовала. Мишель на всю оставшуюся жизнь оказался под опекой бабушки.

С завещанием улажено. Можно с внуком отправиться на богомолье в Киев. Отмолившись, прямиком к родственникам в Пензу. Приглянулся дом на Дворянской. Здесь был написан портрет трехлетнего Мишеля. Неизвестный художник изобразил его старше, в платьице, с кистью в одной и свитком бумаги в другой руке. Мальчик долго смотрел на изображение. Покуда нянюшка отлучилась, дополз к коробке с шитьем, взял ножницы и принялся резать на себе девичий наряд. Поднялся переполох, доложили бабушке. Она осталась довольной поведением внука и приказала заказать у портного шаровары и рубашку.

Мишеньке шел четвертый год, а ножки не хотели слушаться, нарывы на коже не сходили. Пензенские медики посоветовали серные воды Кавказа, да и Елизавете Алексеевне пора поправить здоровье. После смерти дочери долго болела, и в сорок лет выглядела старухой.

Лечение водами пошло впрок. Миша окреп, стал бегать, кожа очистилась. Бабушка посвежела, воспрянула духом. В Тарханах их ждал новый дом. Старый снесли, мебель продали, чтобы не напоминала о черных днях. Выстроенную каменную церковь в память об умершей дочери, освятили во имя Марии Египетской.

Миша чувствовал себя одиноко, не хватало отцовской руки, тепла, участия. Бабушка продолжала ограждать внука от нежелательных для нее встреч. Чувствуя несправедливость, мальчик протестовал по-своему: впадал в обмороки, в ознобы. Сердце опекунши сжималось. Посыльных гнали за отцом. Сколько радостных, светлых минут они проводили вместе. Но отец уезжал, так требовала бабушка, и ребенок погружался в грусть, замыкался в себе, становился вспыльчивым и даже злобным, взгляд крупных темных глаз тяжелел. Проницательность, тревога в них были недетскими. В чуб вплелась седая прядь.

Болезнь не отставала. Вновь появилась хромота, кожа покрылась струпьями, чесалась, сочилась, липла к одежде. Мучения заставляли ребенка отворачиваться к стене и большую часть времени проводить в кровати. Он разлюбил игрушки, кроме деревянных лошадок, которых дарил отец.

Любимым занятием шестилетнего больного стало рисование и перелистывание альбома покойной маменьки. Он не понимал написанного по-французски, но чувствовал, что это писала дорогая для него рука и сделал рисунок памятника над могилой матери. Бабушка включила его в альбом с датой: “19 декабря 1820 года.

Кроме рисования и альбома, Мишель любил рифмовать слова, лепить из разноцветного воска фигурки, а особенно наблюдать за облаками, их игрой, движением, цветом и, наверное, в мечтах плыл за ними. Когда долго не мог заснуть, смотрел на луну, звезды и, как знать, может быть тогда услыхал, как “звезда с звездою говорит”. “Когда я еще был мал, я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в виде рыцарей со шлемами теснились будто бы вокруг нее”…Запись 1830 года.

Его душа, как губка, впитывала все: русские сказки, былины, песни, предания о Пугачеве, рассказы живых участников войны с Наполеоном, о Бородинском сражении, новогодние колядки и похоронные пения. Он видел кулачные и петушиные бои и разудалые праздники на масленицу. Из сказок больше всего полюбил о Еруслане Лазаревече, который сиднем сидел до двадцати лет, а потом стал богатырем. Сказка нравилась мальчику от того, что в герое видел себя, слабого на ноги. В шестилетнем возрасте Миша задавал вопросы о Наполеоне, позже интересовался истоками бессмертия, славы, таинственными силами природы. Касался любви и ненависти, но взрослые отмахивались, считая, что ребенок еще не дорос до таких материй. Он уединялся, отдаваясь грезам наяву. Его душа "чудесного искала".Он не был понят в детстве, как не был понят большинством и потом.

Учение Мишелю давалось легко. В семь лет научился играть в шахматы, владел скрипкой, фортепиано. Бонна Христина Осиповна учила немецкому языку и увлекала рассказами о доблестных рыцарях, поединках, прекрасных дамах. У гувернера мосье Капе черпал французский. Уроки священника тарханской церкви мальчик избегал, а русскую грамоту освоил за месяц с небольшим по стихам Жуковского и Державина, ставшими для него любимыми поэтами наряду с Пушкиным. Родственник А.А. Столыпин прислал любознательному племяннику “Кавказского пленника” и  “Бахчисарайский фонтан”, и не забыл журнал “Полярная звезда” со стихами Александра Бестужева и Кондратия Рылеева.

Природа таланта многолика. Многие дети отмечены печатью того или иного, но этого мало, надо увидеть, дать толчок, поверить в талант. Отец первым отметил у сына поэтические наклонности. “Хотя ты еще в юных летах, но я вижу, что ты одарен способностями ума, - не пренебрегай ими и всего более страшись употребить оные на что-то вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь дать ответ Богу”.

Болезни преследовали Мишеля. Тяжелая корь дала осложнение на ноги. В третий раз далекий путь на минеральные воды. Лето 1825 года много значило для мальчика. Кавказ оказался неисчерпаемым миром, насыщенный необыкновенной историей, песнями, танцами народов гор. Легенда о Прометее, прикованном к скале, долго не давала покоя подростку. Слышал он и перестрелки, видел пленных горцев и отряды русских солдат, идущих на передовые позиции. Виды Эльбруса, Бештау, Машука зачаровывали.

В доме родственницы Е.А.Хастатовой Миша, как утверждали некоторые современники, встретился с девочками Верзилиными, и влюбился в девятилетнюю Эмилию. “Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду?… Это была страсть сильная, хотя ребяческая: и это была истинная любовь; с тех пор я не любил так…Белокурые волосы, голубые глаза”. Стихотворение “Первая любовь” того периода.

В ребячестве моем тоску о любови знойной

Уж стал я понимать душою беспокойной.

Здоровье восстановлено до того, что в Тарханах Мишель мог галопом скакать на малорослой лошадке, играть с деревенскими мальчишками в войну в траншеях, вырытых в усадьбе по настоянию отца, играть в снежки, кататься на коньках…

Характер мальчика складывался из противоречий добра и зла, открытости и замкнутости, жесткости и мягкости, вспыльчивости и отходчивости, из увиденного неравенства богатых и бедных, унижений слабого перед сильным. Длительные болезни сформировали в нем определенный комплекс из самооценки, что нескладен, плох собой, заносчив, мстителен, обидчив, с которым потом боролся всю жизнь.

Чем чаще ребенок улыбается в детстве, тем благосклонней будет к нему судьба. Биограф Лермонтова П.А. Висковатов писал: «Всеобщее баловство и любовь делали из него баловня, в котором, несмотря на прирожденную доброту, развивался дух своеволия и упрямства, легко при недосмотре переходящий в детях в жестокость».

Резкие смены настроения не способствовали сближению Лермонтова с окружающими. Отраду он находил, перечитывая альбом матери, в котором старался постичь ее душевный мир, страдания, их причину. Мальчик многого не мог понять, но тайна исповеди на страницах, запала в его душу и невольно возникло желание скрывать и свои мысли, и чувства. В ранней смерти матери он увидел и свой недалекий знак гибели, под которым прошла его короткая жизнь и творчество.

Я знал: удар судьбы меня не обойдет…

 

Глава 3

Дети растут быстро, еще быстрее растут внуки. Вот и Мишеньке тринадцатый год. Пора думать о серьезном обучении. Осенью 1827 года бабушка повезла внука в Москву. Перед тем, как тронуться в дальнюю дорогу, он простился с милыми сердцу Тарханами: обошел дом, коснулся колонн церкви Марии Египетской, постоял под вязом, где были привязаны качели. Шурша бронзой опавшей листвы, медленно побрел к прудам, спустился в траншею – военной забаве детства. Миновал теплицы. Постоял у могилы дедушки, матери…

Кавалькада тронулась. Прощайте поля, туманы, осенний хрусталь лесов, сизый дым тлеющей стерни, таинственные овраги, речка Милорайка и ты, “чета белеющих берез”. От нахлынувших чувств, влага затянула глаза подростка, сердце застучало чаще. Свист кнута в руках кучера вернул его из мира воспоминаний и грусти. Приоткрыв заветную шкатулку, убедился, что тетрадь, “Разные сочинения…” в голубом бархатном переплете на месте, успокоился. В нее он собственной рукой переписывал понравившиеся стихи. Потом впишет: “Бахчисарайский фонтан” Пушкина, “Шильонский узник” Байрона в переводе Жуковского и др.

Златоглавая столица показалась издалека. Остановились у родственников на Сретенке. Перезимовав, перебрались на Поварскую, ближе к другим родственникам Столыпиным и знакомым Верещагиным.

Московский университетский благородный пансион считался одним из лучших учебных заведений того времени и предназначался для детей дворянского ранга. По уровню подготовки он приравнивался к Царскосельскому под Петербургом. В течение шести лет в пансионе на высоком уровне преподавались науки, спорт, искусство, военное дело. Демократизм – отличительная его черта.

Лермонтов оказался настолько хорошо подготовленным, что был принят сразу в четвертый класс, причем математический. Богатая библиотека побуждала пансионеров к чтению Пушкина, Рылеева, Жуковского, Козлова, Грибоедова… Споры о прочитанном возникали часто среди учащихся. Лермонтов всегда защищал кумира – Пушкина от несправедливых нападок оппонентов.

Среди педагогов выделялись поэты: А.Ф. Мерзляков, С.В. Равич, Д.Н. Дубенский, которые прививали слушателям любовь к русскому языку, народной песне. Мишель не ограничивался учебной программой, а стремился к всесторонним знаниям: посещал частные художественные собрания Юсупова, Маслова, Власова, у букинистов покупал редкие книги и по ним изучал историю Отечества, любил посещать театр. От игры актера П.С. Мочалова был в восторге и писал родственнице М.А. Шан-Гирей как заправский театрал: “Помните ли, милая тетенька, вы говорили, что наши актеры (московские) хуже петербургских. Как жалко, что вы не видели здесь “Игрока”, трагедию “Разбойники”… Мочалов во многих местах превосходит Каратыгина”.

Сверстники замечали странность за Лермонтовым. На него вдруг что-то находило, убегал, уединялся и чем попало, и на чем попало писал. Писал торопливо, взахлеб. Это потом станет его привычкой.

Несмотря на общительность, постоянных друзей у Мишеля не было. “Маленький ростом, с большой головой и бледным лицом… глаза производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они были ужасны”. Таким запомнился художнику Меликову “болезненно-самолюбивый, экзальтированный ребенок”, которого в пансионе дети прозвали “лягушкой”.

Неровно складывались его отношения с Мишей Сабуровым. К стихотворению, ему посвященному, автор сделал приписку: “…(Как он не понимает моего пылкого сердца?)…” … “Наша дружба смешана со столькими разрывами и сплетнями – что воспоминания о ней не веселы… Я сам не знал, от чего так дорожил им”. “…Таких друзей не надо более”… Иное отношение было с теми, кто импонировал ему. “… Дурнов – друг, которого по ныне люблю и уважаю за открытую и добрую душу – он мой первый и последний”. Таким двойственным по характеру был подросток Лермонтов, но это не исключало в нем способности отличать правду от лжи, искренность от лицемерия.

11 марта 1830 года пансион неожиданно посетил высочайший “фельдфебель с оловянными глазами” и был возмущен отсутствием “надлежащей” дисциплины в заведении. Николай I хорошо понимал к чему приводит свободомыслие, и помнил как “ценой крови своих подданных” пришел к власти 14 декабря 1825 года, и повелел пансион преобразовать в гимназию с телесными наказаниями. Многие ученики покинули пансион, и в их числе Лермонтов. Но не это было главной причиной ухода, рамки заведения оказались тесными для одаренного юноши. За четвертый класс он имел “весьма похвальное поведение”, высшие баллы по математике, русскому, немецкому, французскому чуть ниже оценен по латыни и закону божьему. “Я сижу первым учеником”, - сделал он заметку на своей ведомости по успеваемости.

За успехи в учебе был награжден книгой и картиной. Письмо к М.А. Шан-Гирей: “Ваканции продолжаются, и … прости достопочтенный пансион. Но не думайте, что я рад был оставить его, потому учение прекратится; нет, дома буду заниматься еще более, нежели там”. В свидетельстве, выданном Лермонтову за шестой класс, сказано: “… в 1828 году был принят в пансион, обучался в отдалении высшего класса… ныне же, по прошению его, от пансиона уволен”.

 

Глава 4

Лишних знаний не бывает, учение не прошло напрасно. Лермонтов крепко встал на ноги как поэт. Он пишет поэму “Черкесы”, затем “Кавказский пленник”. Несмотря на то, что «пленник» походил на пушкинского, но в юном сочинителе чувствовалось умение владеть словом и сюжетом. Поражает диапазон раннего творчества: стихотворения, эпиграммы, песни, баллады, поэмы, драмы и пробы сил в прозе. Стихи лирические, интимного содержания чередовались с историческими. «Предсказание” написано шестнадцатилетним юношей в 1830 году.

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь.

На события во Франции он откликается стихотворением “30 июля 1830 года”.

Из многообразия пансионских сочинений Лермонтов составил рукописный сборник “Мелкие стихотворения. Москва 1829 году”. Стихотворение “Весна” было отобрано для журнала “Атеней” и напечатано двумя годами позже.

Чтобы писать обо всем, необходим не только запас житейских наблюдений и глубокие знания истории, искусства, литературы, но главное - иметь поэтический дар. Однако, не каждый его имеющий, может облечь знания в доступные для читателя литературные формы. Язык лермонтовских произведений прост. Язык народа всегда понятен народу. Не беда, что многие ранние произведения носили подражательный характер, этого никто из поэтов не избежал.

Время сделало свое дело. Лермонтов выбрал свой стиль, слог и направление впереди идущего, готового на изгнания, страдания и жертву собственной жизни ради свободы. В нем жил пророк. К этому времени относится начало “Демона”.

Нет, не мирной доле,

Но битвам, родине и воле

Обречена судьба моя.

В 1830 году Лермонтов узнает о завещании бабушки, и ему становится ясной причина оторванности от отца. Через год в деревеньке Кропотово в возрасте 42 лет умер Юрий Петрович. Как бы не осуждали его за легкомыслие, невнимание к сыну, но внутренняя близость между ними была абсолютной: “Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное ко мне внимание, которое я мог замечать, хотя, и лишен был утешения жить с тобой. Тебе известны причины моей с тобой разлуки, и я уверен, что ты за сие укорять меня не станешь. Я хотел сохранить тебе состояние, хотя и самою чувствительнейшею для себя потерью, и бог вознаградил меня, ибо вижу, я в сердце и уважении твоем ко мне ничего не потерял”.

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть.

Душевные волнения сказались на характере. Лермонтов становится более замкнутым, угрюмым. Переживания он высказал в трагедии “Люди и страсти” и в “Странном человеке”.

“Люди и страсти” в его понимании – это хаос космоса, обрекающий человека на страдания, одиночество. Обман и предательство, по словам Лермонтова, причина гибели лучших людей. Им никто не протянет руку помощи. Каждый живет в хаосе сам по - себе. Юрий, герой драмы, умирает, а его подруга обращается к богу, прося о милости, о чуде. Но и бог оказался бессилен. Одиночество, скитания – лейтмотив этой драмы, который утвердился в дальнейшем творчестве молодого сочинителя. В ранней смерти Юрия автор увидел свою, и потому торопился отыскать место в жизни. Счастлив тот, кто его найдет, и горе тому, кто окажется на бездорожье.

 

Глава 5

Свойство внешне некрасивого человека влюбляться в красавиц, и потом терпеть муки отвергнутого, было присуще влюбчивому Лермонтову. Так случилось с Н.Ф. Ивановой, которой он посвятил цикл стихотворений 1830 – 1832 года. Наталья вначале ответила взаимностью на чувства Мишеля, но спустя время между ними наступило отчуждение. Лермонтов был оскорблен холодом и непониманием. Это повторилось и с Екатериной Сушковой. Ей он виделся как: “Неуклюжий косолапый мальчик лет шестнадцати или семнадцати, с красными неумными глазами, с вздернутым носом и язвительно насмешливой улыбкой”. Это при обостренном-то чувстве собственного достоинства и заносчивости Мишеля! Он позже назвал Екатерину: “Летучая мышь, крылья которой цепляются за все, что попадает на пути. – Было время, когда она мне нравилась”.

Спустя пять лет, в Петербурге, он встретил ее вновь и разыграл ложную пылкую страсть, вплоть до женитьбы. Она откликнулась на чувство, и отказала сватавшемуся к ней Алексею Лопухину. Лермонтовская интрига возымела действие. Свет смеялся над Сушковой. ”Итак, вы видите, что я хорошо отмстил за слезы, которые заставляло проливать кокетство м-ль С. пять лет назад”, – из письма Мишеля к А.М. Верещагиной.

Из всех влюбленностей у Лермонтова, настоящим увлечением было Варварой Лопухиной, скромной блондинкой с темными глазами и родинкой на лбу.

“У Вареньки родинка, Варенька уродинка”, – звали ее дети. “Уродинкой” она не была. Мечтательная, веселая, общительная, умная. В минуты подъема ее лицо загоралось, глаза расширялись, и казалась неземной. В короткую встречу осенью 1831 года в Москве, Мишель, как долг вежливости, написал ей в альбом стихотворение. Весной следующего года ее привезли из провинции в столицу на “ярмарку невест”.

Как-то молодежь на линейке, запряженной шестеркой лошадей, отправилась на прогулку в Симонов монастырь. Мишель оказался рядом с Варей, и после поездки зачастил к ней домой. Жила она напротив, на Большой Молчановке.

Чувство молодых людей окрепло во время совместных прогулок по аллеям подмосковного имения Середниково, в котором юноша неоднократно отдыхал летом. Здесь он написал акварельный портрет возлюбленной в образе испанской монахини.

Накануне отъезда на учебу в Петербург, Варя призналась Мишелю в любви и обещала ждать возвращения. Он же любил странно: любя страдал и хранил от всех, и даже от нее, свое святое чувство. Может быть боязнь, что и эта любовь обернется новым разочарованием и презрением, или может быть чувствуя свою обреченность на раннюю смерть, был не в праве связывать свою судьбу с судьбой Варвары. Так честнее и любил на расстоянии до самых последних своих дней. Судьбе было угодно провести влюбленные сердца по параллельным дорогам. Незаконченный роман “Княгиня Лиговская” свидетельство тому.

Посвящая стихотворение Кате Быховец в роковом 1841 году, Лермонтов в лице Быховец видел - Лопухину.

Нет, не тебя так пылко я люблю…

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою…

До Вари дошли слухи, что Мишель в Петербурге снова увлекся Екатериной Сушковой. Это была любовь-месть, но Варя этого не знала и в отчаянии, под нажимом родственников, вышла замуж за богатого и бесцветного Бахметьева, старше ее на двадцать лет. Умерла Варвара Александровна в тридцать шесть и похоронена на кладбище Донского монастыря в Москве.

Уйдя из благородного пансиона, с января 1831 года Лермонтов приступил к занятиям в Московском университете, как самый молодой из студентов, на “нравственно - политическом” отделении, на современном языке – юридическом.

По воспоминаниям однокурсника П.Ф.Вистенгофа Лермонтов: “… имел тяжелый несходчивый характер, держал себя совершенно отдельно от всех товарищей… Его не любили, отдалялись от него. …Роста небольшого, сложен некрасиво… темно-карие большие глаза пронзительно впивались в человека. Вся фигура этого студента внушала какое-то безразличие, отчетное к себе нерасположение”.

Проучился Лермонтов в университете два года. Прилежание и рвение к наукам не проявлял, а чаще садился в аудитории поодаль от всех и углублялся в совершенно другое чтение, оживляясь лишь на лекциях историка Погодина и профессора английской словесности Гарвея, который наизусть цитировал Байрона и других английских поэтов. Лермонтов и раньше был влюблен в поэзию английского лорда, а после зажигательно прочитанных лекций любовь стала еще большей. Байронизм войдет темной конвой в поведение и юношескую поэзию Мишеля. В дальнейшем он найдет в себе силы избавиться от преклонения кумиру и пойти своим путем.

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

За московский период жизни Лермонтовым было написано около трехсот стихотворений, пятнадцать поэм и три драмы. В драме “Испанцы” он пытался постичь суть социального неравенства и пришел к выводу о всемогуществе “презренного металла”.

Что значит золото? – оно важней людей,

Через него мы можем оправдать

И обвинить…

Грешить…

И, несмотря на то, попасть и в рай…

В то время, когда большинству одногодок было не до высоких идеалов, а их интересовали маскарады, мундиры, доходы, Лермонтов в своих произведениях скорбит об Отечестве, об угнетенном народе и выступает против пороков общества. Он верит в торжество правды и гуманизма.

Не видя смысла дальнейшего пребывания в ее стенах альма - матер, Лермонтов первого июня 1832 года закончил студенческую жизнь. Итак, позади Москва. “… Москва моя родина и такою будет для меня всегда: - там я родился, там много страдал, и там был слишком счастлив”, – написал он в письме к М.А. Лопухиной.

 

Глава 6

Петербургский университет не устроил Лермонтова, так как надо было вновь сдавать вступительные экзамены, и к тому же, в высших учебных заведениях был добавлен четвертый год обучения.

По бабушкиной просьбе и советам родственников Мишель определился в престижную школу подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров – “двухгодичное заключение”. Здесь не поощрялось сочинительство, чтение художественной литературы, а в моде были пирушки, парады, погоня за чинами. Стены казармы давили. Лермонтов изнывал от душевного дискомфорта. В.И. Анненкова, посетившая Мишеля вместе с родственниками в лазарете, где он находился на излечении после перелома ноги в манеже, вспоминала: “У него был злой и угрюмый вид… Он был мал ростом, коренаст и некрасив… был желчным и нервным, и имел вид злого ребенка, избалованного, наполненного собой, упрямого и неприятного до последней степени”.

За маленький рост, сутулость, кривые ноги и желчность, Лермонтова прозвали в школе “Маёшка” – горбун. “Маёшка” - личина, защита, способ выжить и не растерять поэтического дара в этой обстановке. Марии Лопухиной он сетует: “… до сих пор я жил для литературной карьеры, столько жертв принес своему неблагодарному кумиру, и вот теперь я - воин. Быть может это особая воля проведения,… умереть с пулей в груди – это лучше, чем медленная агония старика".

Удивительное предчувствие юноши в восемнадцать лет! Добрая советчица Мария тут же откликнулась на письмо, советуя избегать: “… ту молодежь, которая бравирует всякими выходками и ставит себе в заслугу глупое фанфаронство. Умный человек должен быть выше этих мелочей … и следуйте своим путем”. На фоне душевного дискомфорта, на берегу Финского залива он пишет “Парус”.

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой.

В житейском плане свою будущность Лермонтов излагает М.А. Лопухиной в письме от 4 августа 1833 года: “Боже мой! Если бы вы знали, какую жизнь я намерен вести! … Во-первых, чудачества, шалости, и всякого рода поэзия, залитая шампанским… нет больше веры: мне нужны материальные наслаждения, счастье осязаемое,  счастье, которое покупают на золото… Моя жизнь до сих пор была цепью разочарований, теперь они смешны мне, я смеюсь над собой и над другими. Я только отведал всех удовольствий в жизни, не насладившись ими, пресытился”. Бравада сквозь слезы, бравада. Следом другое письмо, полное отчаяния: “…с каждым днем я все больше убеждаюсь, что из меня ничего не выйдет… Я теперь бываю в свете … Ах! Я ухаживаю и, вслед за объяснением в любви, говорю дерзости”.

Страшно одиночество, еще страшнее быть одиноким среди людей. Занятия литературой скрашивали военную жизнь Мишеля. За это время им написаны стихотворения, эпиграммы и закончен роман “Вадим”, темой которого стали детские впечатления и рассказы о Пугачеве, услышанные в Тарханах. Из двадцати четырех глав первого прозаического произведения, автор в тринадцати рассказывает о нищем горбуне Вадиме и его готовности отмстить за отца. “Умы, предчувствуя переворот, волновались: каждая страница, и новая жестокость господина была записана рабом в книгу мщения, и только кровь могла смыть постыдные летописи”. В этих строках и заключается суть

© В.М.Передерин

Сделать бесплатный сайт с uCoz