Глава 1
Истоки декабрьского движения
Движение декабристов возникло не на пустом месте. У его истока были просвещенные люди России, в том числе, и дворянин Александр Николаевич Радищеве, автор книги "Путешествие из Петербурга в Москву". Книга не выдумка, а реальная жизнь крепостной России времен Екатерины ΙΙ, увиденная Радищевым с малых лет, и взятая в качестве примера с промежутков почтового тракта Петербург - Москва.
Екатерина ΙΙ царствовала в России без малого тридцать четыре года. О ней историк Я.Л.Барсков писал: "…ложь была главным орудием царицы, всю жизнь с раннего детства до глубокой старости она пользовалась этим орудием, владея им как виртуоз, и обманывала родителей, гувернантку, мужа, любовников, подданных, иностранцев, современников и потомков".
Письмо Екатерины Великой к Вольтеру от 14 июля 1769 года подтверждает слова историка: "Налоги у нас до того скромны, что в России нет ни одного крестьянина, который бы не кушал курицу, когда ему захочется. С некоторого времени в иных провинциях начали предпочитать курам индюшек".
Просвещенная императрица узрела в "Путешествии" зловредное антикрепостничество, приказав найти автора, посадить в Петропавловскую крепость и учинить дознание. 30 июня Радищева арестовали. Судьба "бунтовщика хуже Пугачева", была предрешена императрицей, но чтобы придать видимость правосудия, Уголовная палата произвела краткое расследование, и результаты представила графу Безбородко и главнокомандующему Петербурга графу - Брюсу. Сенат и Совет вынесли единый приговор автору "Путешествия из Петербурга в Москву" – смертная казнь. 4 сентября 1790 года Екатерина Великая собственноручно подписала указ, обвинявший Радищева в измене присяге, должности и издании книги, "…наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающий покой общественный, умоляющими должное ко власти уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование против начальников и начальства и, наконец, оскорбительными и неистовыми выражениями против сана и власти царской". Однако по случаю заключения мира со Швецией "по милосердию и для всеобщей радости" суровый приговор Радищеву заменили ссылкой в Сибирь в Илимский острог "на десятилетнее безысходное пребывание".
За что же так сурово обошлись с писателем? Крамольного он ничего не написал, а изобразил действительность без прикрас. Пример тому ныне существующая деревня "Пешки", в которой автор сделал остановку: "Четыре стены, до половины покрытые, так, как и весь потолок сажею; пол в щелях, на вершок по крайней мере поросший грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода и дым всякое утро зимою и летом наполняющий избу; окончины, в коих натянутый пузырь смеркающийся в полдень пропускал свет… Корыто кормить свиней или телят, буде есть, спать с ними вместе, глотая воздух, в коем горящая свеча как будто в тумане или за завесою кажется… Вот в чем почитается по справедливости источник государственного избытка, силы, могущества. Тут видна алчность дворянства, грабеж, мучительство наше и беззащитное нищеты состояние. – Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? то, чего отнять не можем, - воздух. Да, один воздух. Отъемлем нередко у него не токмо дар земли, хлеб и воду, но и самый свет… Жестокосердечный помещик! Посмотри на детей крестьян, тебе подвластных. Они почти наги… Но не ласкайся безвозмездием. Неусыпный сей деяний твоих страж уловит тебя наедине, и ты почувствуешь его кару"…
Николай Алексеевич не только раскрыл в своем произведении суть крепостнического правления, но и предлагал меры по его переустройству: освободить дворовых и запретить брать крестьян в качестве слуг, а если кто возьмет, то крестьянину дать вольную; дозволять браки крестьянам без вмешательства помещика, признать крестьянина собственником своего имущества и земельного надела; дать крестьянам равные и полные юридические права с запрещением наказывать без суда; дозволить крестьянам покупку земли и определить выкупную сумму для получения свободы себя и семьи. Все эти меры в конечном итоге должны были привести Россию к отмене крепостного права, которое произойдет только через 71 год.
Книга в России попала под строжайший запрет, и имя автора полагалось забыть. До нашего времени дошло около семнадцати радищевских подлинников "Путешествия из Петербурга в Москву".
Предшественником декабристов считается и незаслуженно забытый адмирал екатерининских времен П.В.Чичагов. Оклеветанный и заключенный в Петропавловскую крепость при Павле I, и, выпущенный на свободу при его сыне. Полуслепой адмирал писал дневники, которые были опубликованы лишь в 1915 году в "Русской старине". Не боясь осуждения, Чичагов писал о России и крепостниках: "…. Грязнейшее гнездо рабства находится в так называемом русском дворянстве. Конституционно в бедном моем отечестве лишь крепостничество… Крепостные бояться своих господ, господа – своих крепостных; страх обоюдный. Понятно, что при таком смешении людей, связанных таким образом, может быть очень мало или вовсе не быть нравственной силы. Так: но это мнение ошибочно. У дворянства нет больше нравственной силы, но в русском народе, переносящем иго самовластия в течение веков, никогда не оскудеет его примерная сила, заслуживающая удивления иноземцев. Увы, не увижу я собственными глазами мое отечество счастливым и свободным, но оно будет таковым непременно и весь мир удивится той быстроте, с которым оно двинется вперед. Россия – империя обширная, но не великая, у нас даже недостаточно воздуха для дыхания. Но, однажды, когда нравственная сила этого народа возьмет верх над грубым, пристыженным произволом тогда его влечение будет к высокому, не изъемлющему ни доброго, ни прекрасного, ни добродетели…". Далее следовало… "В мое время дворянство уже начинает просвещаться; некоторые лица отваживаются на борьбу с крепостничеством; но это примеры единичные, и силы их не скоро будут соединены нравственными началами…". Адмирал подал пример гуманизма, о чем написал на одной из страниц дневника: "При императоре Александре я пустил на выкуп своих крестьян, ради их освобождения…".
Отечественна война 1812 года закончилась полным разгромом неприятеля. Александр I, император и самодержец всероссийский и прочая, и прочая, и прочая, объявил всенародно ноября третьего дня 1812 года: "…Между тем почитаем за долг и обязанность сим Нашим всенародным объявлением изъявить перед целым светом благодарность Нашу и отдать должную справедливость храброму, верному и благочестивому народу Российскому"...
Будущие декабристы, побывав в заграничных походах русской армии, убедились, что большего презрения к народу как в России нет. Видели и то, как в странах Европы после революций устанавливались конституционные строи, и это давало им понятие "о пользе законов и прав гражданских".
После войны Россия вступила в мрачный период своего существования – аракчеевщину. Название дано по фамилии главного начальника военных поселений графа А.А.Аракчеева. Государству поселения были выгодны, иначе император Александр I так бы не сказал: "Военные поселения будут, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова". Это более 100 верст. В поселениях все, вплоть до детей, должны были соблюдать строгую дисциплину. За малейшие нарушения их ждали тяжкие телесные наказания. Так, крестьянка, которая зажгла в избе огонь после 10 часов вечера, была подвергнута публичной порке. Солдаты – крестьяне под барабанный бой вставали ранним утром и шли на пашню, затем исполняли воинскую службу.
Война привела в упадок многие губернии России. Крестьяне, вернувшись на свои пепелища с войны, оказались более закабаленным и униженными. Им предстояло в первую очередь восстанавливать усадьбы господ, а потом свои курные избы. Налоги, барщина давили. "Санкт-Петербургские ведомости" того времени писали: "Продается средство для истребления клопов и моли… Желающие купить девку 17 лет, знающую мыть, гладить белье, готовить кушанье и которая в состоянии исправлять любую работу черновую, благоволят для сего пожаловать на Охтинские пороховые заводы к священнику… Продается семья людей – столяр и плотник с женой и двумя дочерьми…". В дореволюционной библиотеке графа С.Д.Шереметева в ряду с книгой Карла Маркса, стоял фолиант И.С.Беляева под названием "Цена людей в России сто лет назад". "Ефим Осипов 23 лет, по оценке 40 рублей; у него жена Мария Дементьева 30 лет, по цене 8 рублей; у них сын Гурьян, 4 лет, по оценке 5 рублей; дочери: девка Василиса 9 лет, по оценке 3 рубля, Матрена одного году по оценке 50 копеек". Здесь же приводится цена десяти овец по 40 копеек за штуку.
По России прокатилась волна недовольства. Передовое дворянство, знавшее, через что прошел народ и к чему вернулся после победы, не могло молчать. "Теперь настало время освобождения народов от угнетающего их рабства, и неужели русские, ознаменовавшие себя столь блистательными подвигами в войне истинно отечественной, – русские, исторгшие Европу из - под ига Наполеона, не свергнут собственное ярмо и не отличат себя благородной ревностью, когда дело идет о спасении Отечества, счастливое преобразование коего зависит от любви нашей к свободе? Взгляните на народ, как он угнетен. Торговля упала; промышленности почти нет, бедность до того доходит, что нечем платить не только подати, но даже недоимки. Войско ропщет", – писал будущий декабрист М. П. Бестужев-Рюмин.
В войсках стали возникать, и расти тайные общества, направленные против существующего правления. "Предлог составления тайных политических обществ есть любовь к Отечеству. Сие чувство, которым всякий человек обязан к своей Родине, хорошо понятное, заставляет действовать к пользе государства", - писал С.П.Трубецкой.
В одно из ранних послевоенных обществ – "Соединенных друзей" входили: Бенкендорф - будущий шеф жандармов, Пестель, Грибоедов, Чаадаев, С.Волконский и др.
В 1814 году генералом М.Ф.Орловым было создано общество "Орден русских рыцарей". Учредителем были написаны "Пункты преподаваемого во внутреннем Ордене учения", которые содержали проект довольно-таки либеральной конституции. В "Орден" вошел меценат граф Матвей Дмитриев – Мамонов, Михаил Новиков, племянник просветителя Н.И.Новикова, поэт – партизан Денис Давыдов и будущий декабрист Николай Тургенев. Правда, Д.Давыдов скептически отнесся к начинаниям М.Орлова и сказал: "Как он ни дюж, а ни ему, ни бешенному Мамонову не стряхнуть абсолютизма в России".
В 1815 году все тот же М.Ф. Орлов подал проект Александру I об отмене крепостного права в России, подписанный графом М.С.Воронцовым, И.В.Васильчиковым и Д.Н.Блудовым. Бумага не имела ходу. Пройдет время и этот самый Блудов Д.Н. составит "Донесение следственной комиссии " и будет главным обвинителем декабристов, в том числе и М.Ф.Орлова.
В 1816 году 23-летний полковник Генерального штаба А.Н.Муравьев создал из 30 человек "Союз спасения". Начальной целью его было отстранение иностранцев от управления государством и освобождение крестьян. Союз намечал совершить "Московский заговор". Осенью 1817 года монарх должен быть в Москве на закладке храма в честь воинов, павших в Отечественной войне. Во время богослужения в Успенском соборе Кремля Якушкин готов был из пистолета убить Александра I, тем самым ускорить смену монарха. Предложение было отклонено, как несвоевременное.
В январе 1818 года в Москве на базе "Союза спасения" возник "Союз благоденствия" из 200 членов с руководителями: А.Н.Муравьевым, С.П.Трубецким, И.Д.Якушкиным, С.И.Муравьевым - Апостолом и Н.М.Муравьевым. Главным документом "Союза" была "Зеленая книга", включавшая в себя легальную и нелегальную часть. Первая требовала от участников общества агитировать народ, а вторая часть была посвящена подготовке к смене власти в России и свержению монархии.
В этом же году братья Борисовы А.И. и П.И. образовали Общество соединенных славян из 50 человек. Составленный А.И.Борисовым и Ю.К.Люблинским "Катехизис" предполагал введение в России чистой демократии с уничтожением не только сана монарха, но и дворянского и других сословий с учреждением единого гражданского сословия, а также объединение всех славян в федерацию славянских республик.
В марте 1821г Пестель основал Южное общество из 70 человек. При участии А.П.Юшневского он написал "Русскую правду", с целями: уничтожение самодержавия, установление республики и освобождение крестьян.
Почти в это самое время в Петербурге Н.М.Муравьев собрал 70 единомышленников в Северное общество с главным документом - "Конституция". В ней говорилось об отмене крепостного права, уничтожении абсолютизма, ограничении власти царя конституцией и парламентом. Вновь созданные общества имели между собой хорошо налаженную связь. В 1823г. северяне приняли в свои ряды К.Ф.Рылеева, который потом будет лидером его перед выходом на Сенатскую площадь.
Цели всех обществ совпали: уничтожение главного тормоза развития России – крепостного права и установление конституционного правления, но пути осуществления задуманного предлагались разные: от радикальных мер, до умеренно – либеральных.
Декабрист П.Н.Свистунов отмечал: "Не подлежит сомнению тот факт, что люди, замышляющие переворот в России, подвергались неминуемой потере всех имуществ, какими пользовались вследствие положения своего в обществе. Лишь пламенная любовь к отечеству и желание возвеличить его, доставив ему все блага свободы, могут объяснить готовность пожертвовать собой и своей будущностью".
Не надо думать, что только в России готовилось вооруженное восстание с целью изменить существующий монархический строй.
Двадцатые годы XIX века отмечены революционным подъемом в странах Европы. В 1820 году произошла революция в Испании, Португалии, в 1821 восстание в Неаполе и Пьемонте, в этом же году поднялась Греция. В 1830 году произошла революция во Франции и Бельгии. Произошли революционные восстания в Саксонии, Баварии и снова в Италии.