…на и смыть черную грязь, толстым слоем наляпанную на честь и достоинство русского национального поэта». Цель, как видим, благородная, но насколько она удалась полковнику? Мне кажется, этот опус явился еще одним комом грязи, брошенным в лицо поэта.

Книга начинается детективно с рассматривания Э.А.Хлысталовым под увеличительным стеклом двух фото мертвого Есенина, полученных от анонима. На фото криминалист нашел следы побоев.

Версия убийства поэта основана на вольной интерпретации криминалистом-полковником акта, составленного участковым надзирателем Николаем Горбовым в номере гостиницы, где покончил с собой Есенин. Вопреки составленному акту, Э.Хлысталов профессионально подгоняет все под политическое убийство, используя для этой цели и рассказ художника Сварога, который был приглашен для зарисовки мертвого Есенина. Кстати, кроме Сварога 31 декабря 1925 года художник И.М.Левин сделал рисунок «Есенин в гробу», и никаких повреждений на лице покойного не отметил, как и не отметили тысячи, прошедшие мимо гроба во время прощания.

В рассказе Сварога, как в боевике, есть все: «…Сначала была «удавка»… удар выше переносицы рукояткой нагана. Потом его закатали в ковер и хотели спустить с балкона, за углом ждала машина. Легче было похитить. Но балконная дверь не открывалась достаточно широко, оставили труп у балкона, на холоде…». Это пример абсурда, возведенного Э.Хлысталовым до критерия истины, и в этом абсурде искажено заключение патологоанатома Гиляревского, который проводил экспертизу, забыты описания семи масок и гипсовой копии правой руки, снятые с мертвого поэта.

А.Г.Гиляревский дал следующее заключение: «Смерть Есенина последовала от асфиксии, произведенной сдавлением дыхательных путей через повешение». Это же подтвердила в 1993 году комиссия Есенинского комитета Союза писателей, состоящая из профессоров, Главного судебно-медицинского эксперта Минздрава РФ и советников юстиции высшего класса.

Хлысталова продолжил Н.Кострикин в эссе «Есенина убил Сталин», напечатанного в альманахе «Литературный Зеленоград» в 1997 году. «Н.Кострикин считает, что это было политическое убийство. И осуществлено оно не троцкистами (будущими), а их политическим противником - Сталиным, верным опричником которого был начальник ГПУ Дзержинский… Есенина заманили в ловушку и убили как раз, когда в Москве проходил XIV съезд партии… Сталин по каналам ГПУ пустил слух, будто у Есенина находится компрометирующая Каменева телеграмма, которую тот отправил брату царя Михаилу Александровичу, приветствуя его отречение… Сделав свое черное дело, сталинские опричники сели в поджидавший их у гостиницы автомобиль и уехали… Сталин с почетом похоронил Есенина…».

В июне 1969 года мне посчастливилось, встреться в селе Константинове с сестрой Есенина – Александрой. За чаем, она сказала, что "Сережу погубило вино и женщины, а убивать его было не за что".

В 1993 году в издательстве «ИНКОН» в Москве был выпущен двухтомник под названием «Русское зарубежье о Есенине». В сборник вошли воспоминания, эссе, очерки, рецензии, статьи Г.Иванова, Г. Забежинского, З.Гиппиус, Н.Плевицкой, М.Свирской, Р.Гуля, К.Мочульского, И.Бунина, В.Ходасевича и других авторов, которые описали некоторые стороны жизни поэта и высказали версии причин смерти.

Поэт и переводчик Г.Забежинский писал, что проследить «… самовольный уход из жизни Есенина, поэта и человека, - задача очень деликатная; думается, что нам, критикам, даже если мы сами поэты, это еще не по силам. Нужно для этого быть не только знатоком и ценителем поэзии, нужно чувствовать ее еще сердцем, нет! больше – каким-то шестым чувством. Не по силам это Фрейду, Адлеру, Юнгу… Мнение, что Есенин является такой же жертвой большевистского строя, как Клюев, Клычков, Орешин и другие крестьянские поэты, если и имеет какую-то долю правды, то очень незначительную…. Есенин по самой натуре своей не мог ужиться ни с каким строем… Его к тому же, видимо, подстерегала белая горячка, и кто знает, не был ли акт самоубийства в тридцать лет и в зените творческих сил первым припадком этой болезни… Труднее всего Есенину было бы жить при нормальном конституционно демократическом режиме».

В черном списке Зинаиды Гиппиус значились как «нелюди»: А.Блок, А.Белый, С.Есенин и другие поэты, прозаики, оставшиеся в Советской России после Октября. В январе 1926 года в статье «Судьба Есениных» она писала: «… можно, например, все свалить на большевиков: это они виноваты, не вынесла талантливая душа… и т.д. Можно покачать головой: вот до чего доводят богохульства. Можно и совсем не комментировать: просто отдаться, как М.Осоргин, лирической скорби, отговорила, мол, роща золотая, умолк самый значительный современный поэт… И, однако, большевики не суть, не главное…Между тем, суть лежит глубже… Дело в том, что есть в русской душе черта, важная и страшная, для которой трудно подобрать имя: это склонность к особого рода субъективизму, к безвременному в нем самораспусканью, к саморасползанью, к последней потере себя. Русская «удаль», удаль безволия, этому процессу не мешает, а часто помогает… перед инстинктом – лежало открытое поле… А Есенину – не нужен ни суд наш, ни превозношение его стихов. Лучше просто, молчаливо, по–человечески пожалеет его. Если же мы сумеем понять смысл его судьбы – он не напрасно умер».

Писатель Георгий Гребенщиков писал: «В смерти Сережи Есенина никого и ничего не виню. У Сережи умерла душа еще в ранней юности. А без души нельзя жить в особенности в России».

Н.Оцуп – поэт, прозаик был знаком с Есениным с 1915 года. «Мне думается, что главной причиной гибели Есенина было то, что он самого себя стал наблюдать со стороны и ужаснулся. Конечно, огромную роль сыграло разочарование в деревне… Нет, Есенина доконало не это, а нечто очень личное».

Литератор М.Осоргин: «Покончил с собой прекрасный поэт Сергей Есенин. Не только безвкусицей, но и неуважением к памяти покойного было бы пользоваться его последним трагическим жестом для политических намеков и выводов. Если Есенин ушел из жизни, значит, она утратила для него силу страстного притяжения, какую имел прежде, значит, он исчерпал для себя и ее огорчения…».

У христиан о человеке судят не по тому, как ушел из жизни, а что оставил после себя. Для истинных любителей поэзии Есенин остается певцом земли Русской, Божьим даром ее. Мне кажется, что настало время остановиться, осмыслить по-настоящему наше прошлое и преклонить головы перед светлой памятью Сергея Александровича.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz